История зарождения промышленности

          
          Ответить на вопрос, что такое промышленность несложно, обычно этим термином обозначают совокупность всех имеющихся в определенном государстве предприятий, деятельность которых направлена либо на производство конкретной продукции, либо же на добычу какого-либо сырья. А вот обсудить тему истории зарождения и развития промышленности не так просто, дело в том, что в каждой отдельно взятой стране мира промышленность развивалась по своему. При этом в одних государствах больше внимания уделяется развитию химической промышленности, например, в то время, как в других - делают ставку на добычу газа или нефти, а в третьих приоритетными являются предприятия, занимающиеся производством энергии. 

           История зарождения промышленностиСамо собой разумеется, что выбор приоритетного направления развития промышленности в каждом государстве в первую очередь базируется на его сырьевой базе и внешнеэкономических связях. К тому же необходимо понимать, что любая современная держава не должна сосредотачивать все свои силы на одном-единственном направлении, и одновременно уделять внимание сразу нескольким отраслям. Если говорить о России, то для нее наиболее важными отраслями считаются следующие: добыча и переработка газа и нефти, машиностроение, атомная промышленность, добыча драгоценных металлов и камней, а также пищевая и легкая промышленности. Именно эти, перечисленные выше отрасли стали основой благосостояния Российской Федерации, а стало быть, от их развития зависит и будущее государства. Рассмотрим детальнее, каким образом происходило формирование этих важнейших для нашей страны отраслей. 

           В 1848 в Биби-Эйбате под руководством Н.И. Воскобойникова и его коллеги В.Н. Семенова была пробурена нефтяная скважина, именно этот год принято считать годом зарождения нефтегазовой промышленности, так сказать ее отправным пунктом, причем, не только в России, но и во всем мире. Позже нефтяные скважины стали появляться на левом берегу реки Ухта, а также в Туркмении и, конечно же, в Сибири. Заметим, что, несмотря на потенциал и природные богатства, освоение Сибири и разведка углеводородного сырья в этом регионе происходила в последнюю очередь. Не имеется ни одной записи о бурении скважин в данном регионе в дореволюционное время. Достаточно длительный промежуток времени нефть использовалась, так сказать в «сыром » виде, ее применяли в качестве смазочного материала для конной сбруи, для топки и даже для лечения кожных заболеваний. Развитие нефтяной и газовой промышленности было приостановлено из-за Первой мировой, гражданской и Великой Отечественной Войны. Тем не менее, уже в первые послевоенные годы возобновилась разведка и старых и новых месторождений, что позволило добиться планомерного роста добычи важнейших природных ресурсов. На сегодняшний день Россия выступает одним из немногих современных развитых государств, имеющих возможность в полной мере удовлетворить свои потребности в углеводородном сырье. По приблизительным подсчетам, по состоянию на начало ХХI века, запасы нефти в стране составляют примерно 33-35 % от мировых. 

           Конечно же, нефтегазовая промышленность и ее развитие невероятно важна для Российского государства, но все-таки, это далеко не единственная отрасль, играющая ключевую роль в формировании крепкой, современной державы. Еще одна отрасль, без которой невозможно представить нынешнюю Россию, - это машиностроение. Зарождение этой отрасли происходило еще в самом начале XIX века. Принято считать, что машиностроение как отдельная самостоятельная отрасль в Росси начала развиваться с появлением в Санкт-Петербурге первого завода, производившего паровые двигатели. Произошло это в 1804 году, впоследствии завод был переориентирован на производство пароходов, а также различного железнодорожного оборудования. Кстати говоря, для отечественного машиностроения и его развития немаловажным фактом выступило именно железнодорожное строительство. Так по некоторым даням производство паровозов в России с 1865 по 1904 год было увеличено с 13 единиц до 1193. Кроме того параллельно с железнодорожным машиностроением развивались и другие отрасли этой промышленности, например станкостроение и прочие. В связи со сложной сложившейся ситуацией в период 20-40 годы усиленно развивается военное машиностроение. Отечественные заводы, занимавшиеся производством военной техники и артиллерийских изделий, по праву назывались лучшими, их продукция по качеству была сравнима с продукцией лидирующих предприятий Европы. На сегодняшний день российская машиностроительная промышленность заслуживает положительных отзывов, несмотря на некоторые сложности и неудачи. Своевременное проведение модернизации используемого оборудования, а также высокая квалификация специалистов являются обязательными условиями для каждого предприятия этой промышленности. Только в этом случае они смогут оставаться «наплаву» и конкурировать с американскими и европейскими предприятиями, поставляющими на мировой рынок продукцию высочайшего качества.

           Необходимо отметить, что богатый природный потенциал Российской Федерации предоставляет все необходимые возможности для развития промышленности, без которой невозможно обеспечить благосостояние государства.

 




 
Главная